Рождение читателя

26.05.2007
Когда лучше всего начинать обучение  ребенка чтению? Как только у него и у вас появится желание! Ребенок в возрасте 4-5 лет еще экспериментирует со словами, язык ему близок и интересен. Впрочем, начинать слишком рано не стоит. Ведь чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Это долгий кропотливый процесс, который у каждого ребенка происходит индивидуально.
 
«Игровые» занятия грамотой можно начинать уже с четырехлетним малышом, при условии, что у него хорошо развивается устная речь. Если ребенок заговорил поздно или имеет серьезные дефекты в  произношении, бедный словарный запас, строит очень короткие фразы, обучение чтению лучше немного отложить.
 
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом «открыть» отношение звука и буквы.
 
Добуквенный или звуковой период обучения.
 
Когда ребенок в игровом звукоподражательном действии научится протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. К таким задачам относятся: нахождение слова с нужным звуком из заданного ряда слов (выделение звука из слова: звук в начале, в середине и в конце слова); различение твердых и мягких согласных и гласных звуков в слове. Когда ребенок освоит эти процессы, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа – определению полного звукового состава слов.
 
Добуквенный этап обучения продолжается недолго – 3-4 месяца. При этом знакомиться с буквами ребенок может уже на втором месяце занятий. В результате обучения в этот период ребенок научится самостоятельно выделять звуки в коротких словах.
 
Буквенный период обучения.
 

Представляя букву, называйте не её «официальное» алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Произносите звук отчетливо, с правильной артикуляцией.

Начинать показывать буквы следует через месяц после того, как ребенок научится выделять звуки в словах. Первыми лучше брать согласные буквы, которые ребенок выговаривает легко, а также согласные, которые наиболее часто встречаются в русской речи.
 

Часто возникает вопрос, на каком этапе  знакомства с буквами стоит учить ребенка читать? Требуется ли для этого знание алфавита?

Дело в том, что письмо и чтение, далеко опередившие знание алфавита, стимулируют быстрое и твердое запоминание букв. Переход к письму и чтению после запоминания 8-10 букв (из которых 6-7 – гласные) избавляют ребенка от бессмысленной зубрежки, а взрослых – от частой родительской «паники»: «У ребенка плохая память!». Малыш даже с самой хорошей памятью плохо запоминает буквы из-за того, что не видит смысла в этом занятии.
 
Дети, достаточно поупражнявшиеся в звуковом анализе, очень легко начинают писать. Основной принцип чтения освоен, когда ребенок начинает сливать любую согласную букву с любой гласной. И если читать слоги полезно, но скучно, то «причаливать» на катере «Л» к пристани «А» гораздо интереснее. Пусть «капитан» даст сигнал протрубить: ЛЛЛААА! – стройте обучение на игре!
 
Если добуквенный этап звукового анализа не был пройден слишком поспешно, ребенок читает слова протяжно, медленно, как бы «перетекая» от одного слога к другому: СССОООСССНННААА. «Рубленый» слог опасен: он затрудняет переход от слогового чтения к чтению целыми словами. Приходится возвращаться к добуквенному периоду и учить ребенка пропеванию, интонированию звуков.
 
Поиск смысла
 
Чтобы чтение с самого начала было направлено на поиск смысла, постоянно спрашивайте ребенка, получилось ли новое слово, помогайте узнавать знакомое слово в его буквенном обличии. Чтение должно служить для удовлетворения личных интересов и нужд ребенка, для того, чтобы он хотел читать.
 
Занимаясь с ребенком самыми серьезными материями, помните, что вы с ним играете, и эти игры не должны превращаться в занятия школьного типа. Речь взрослого в таких играх должна отличаться от обычной разговорной речи чистотой артикуляции.
 
И еще один важный момент: пусть ребенок ошибся в восьми случаях из десяти. Два правильных ответа – это его реальная победа.  «Уже начало получаться!» и «Еще не все получается» - это два суждения об одном и том же. Нужно ли говорить о том, какая оценка побудит ребенка к дальнейшим усилиям?
 
 
по материалам журнала "Бэби Бум", специально для портала "Детвора74".
 

Время детское


Комментарии

Оставить комментарий

Вход


Забыли пароль? Регистрация
добавить в избранное


Погода